Woof Travel
Регистрация автодома

(наш опыт)
19.01.2021 г.

Содержание статьи:
1. Зачем мы регистрировали автодом
2. Что считается автодомом
3. Этапы регистрации
4. Сколько стоит и есть ли посредники

* Оговорки:
- Вся информация построена на основе нашего личного опыта. Распространяется на территорию России по состоянию на январь 2021 года.
- Наша Лагерта — ГАЗ Соболь — изначально была пассажирской машиной, и главной переделкой в ней стал демонтаж 5 пассажирских сидений.

Зачем регистрировать автодом? Я же просто перевожу в своей машине матрас и тумбу?
У нас для этого было минимум 4 причины: Закон, Статистика, Растущий спрос на автодома, Бонусы от регистрации.
I. ЗАЧЕМ?!

1. ЗАКОН.
Перелопатив тонну макулатуры, однозначно мы поняли следующее: если убрать перегородку между водительским и жилым отсеком, если ставить или убирать из салона кресла, если появляются массивные конструкции (например, тумба) — без регистрации всех этих изменений по закону ездить нельзя!

Все отговорки из серии «я перевожу стол и кровать в своей машине» не работают. И задумаетесь вы об этом, когда попадёте на знающего Гайца или попадёте в аварию, где уже страховая будет решать, могли ли вы управлять автомобилем и кто в таком случае понесёт расходы.

Вот выдержки из законов, на которые можно опираться:
ГОСТ 33670-2015 — рассказывает, что добавлять и удалять элементы нельзя:
«П.2.6. Внесение изменений в конструкцию ТС: Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного ТС составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска ТС в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения».

* Что влияет на безопасность не прописано. Но если вес машины изменился или появились плохо закреплённые элементы, которые могут при движении вылететь в окно — это уже точно про безопасность.

Постановление Правительства РФ N 1090 от 26.03.2020 «О Правилах дорожного движения» и в нём Приложение «Перечень неисправностей.. при которых запрещается эксплуатация ТС» говорится, за что могут поступить санкции:
«П.7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации».

КоАП 12.5 ч.1 — обозначает сами санкции:
«Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Предупреждение или штраф 500 Р.»
* и вот тут кажется, какая фигня — штраф 500 Р., но вместе с постановлением о нарушении на месте вручают и требование об устранении обстоятельств, послуживших совершению административного правонарушения. То есть фактически вас попросят вернуть всё в заводское состояние и представить автомобиль на осмотр через 10 дней. Если вы нарушите это требование, ГИБДД имеет право аннулировать регистрацию.

2. СТАТИСТИКА.
Не многие знают, но в России довольно хорошо работает управление статистики. Собираются самые разные данные: о зарплатах, о покупательской корзине (мы сами участвуем в такой программе — сканируем свои продуктовые закупки).

В управлении статистики можно найти данные о количестве домашних животных, о количестве автомобилей в семье. Сама статистика собирается из разных источников, в том числе от предпринимателей и государственных управлений (например, ГИБДД).
Исходя из статистики часто принимаются как государственные решения (например, развивать область автотуризма), так и коммерческие (например, открывать сеть кемпингов).

3. АВТОДОМОВ становится БОЛЬШЕ.
Нам удалось побывать на vanlife фестивалях в 2019 и 2020 году. Сказать, что мероприятия стали масштабнее — ничего не сказать.
А ещё летом пришли новости о законопроекте об автодомах, который подал в Госдуму.
Для нас внимание ГИБДД к автодомам — вопрос времени.

4. БОНУСЫ.
К нам они не относятся, так как машина изначально пассажирская, но если у вас грузовая, то в некоторых случаях по средствам регистрации можно перевести авто в легковую категорию. А это означает больше прав на дороге (где-то грузовым можно ехать только по крайнему правому ряду), отпадает необходимость всяких «дозволов» в Грузии, очереди на границе, и с налогами полегче.
К сожалению, это возможно не для всех автомобилей. Но вдруг вам повезёт!
У нас в кемпере есть собака, холодильник и биотуалет, но с точки зрения закона это не делает его автодомом!
WOOF TRAVEL
II. ЧТО СЧИТАТЬ АВТОДОМОМ И КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОЖНО ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ?

Когда у вас солидный автодом с холодильником в полный рост и пятью спальными местами, вроде бы вопросов не возникает. Но если вы, как и мы, ездите на небольшом кемпере, то могут возникнуть трудности с отнесением вас к классу автодомов.

* Напомним, как выглядел наш автодом в самой ранней версии:

Кроме того, у многих из нас в машинах присутствует «рука мастера». Тут привинтил, там заколхозил, а автономный отопитель вообще купил на Aliexpress. Что из этого реально зарегистрировать?

И тут есть два главных слова: ГОСТ и Сертификат!

Например, кому-то кажется, что главное в автодоме — душ, кому-то достаточно туалета, кому-то и он не нужен. Так, что самое важное — газовая плитка? Водопровод? Неа!

Есть у нас в России ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы».
Согласно п. 6.1.1 автомобиль-дом (категория М1) должен иметь по меньшей мере следующее оборудование:
- сиденья и стол;
- спальные места, которые могут быть устроены из сидений;
- кухонное оборудование (что бы это не значило);
- оборудование и приспособления для хранения имущества.

Это оборудование должно быть жёстко закреплено в жилом отсеке, при этом стол может быть легкосъёмным.

Ни больше, ни меньше!

У нас, например, стола не было (хоть раковина и встроена в столешницу). И без него начинать процесс регистрации нам отказали.

Пришлось городить стол (кликайте на картинки, их можно увеличить):

Ну, и второе слово «Сертификат».
Если на что-то бумажки о сертификации у вас нет или на этом не стоит специальная маркировка (например, на заводском стекле), то и регистрировать это не будут. Например, у нас на второй аккумулятор, инвертор и автономный отопитель сертификатов нет (ибо, китайсчина).
Если вы подаёте документы самостоятельно, не через фирму, которая «сертифицирует» установку мебели, то вам нужно будет приложить сертификаты на использованные материалы. Если их нет, то их и не зарегистрируют!

Ну, а мы переходим к самому сложному — оформлению документов.
III. ЭТАПЫ РЕГИСТРАЦИИ АВТОДОМА.

Процедура оформления регламентируется Постановлением Правительства РФ N 413 от 6 апреля 2019 г. «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию .. Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Полный текст по ссылке.

ЭТАП 0.
У вас есть автомобиль и желание в будущем сделать из него автодом.
Для того, чтобы воплотить свою мечту, вам нужно убрать что-то из машины или добавить элементы, не предусмотренные изготовителем в эксплуатационной документации.

ЭТАП 1.
Получить документ, подтверждающий возможность воплощения ваших задумок в жизнь.

Инстанция: Аккредитованная испытательная лаборатория. Например, НАМИ (реестр таких лабораторий по ссылке).
Как обращаться: лично собственнику или через представителя по доверенности. Можно электронно.

Необходимо предоставить:
- Заявка с описанием планируемого переоборудования.
- Копии паспорта транспортного средства (ПТС) и свидетельства о регистрации транспортного средства (СОР).
- Любые дополнительные материалы (при наличии), например: договор купли-продажи, если компонент уже приобретен в собственность.

Итог: Заключение предварительной технической экспертизы. Требования к ней по ссылке.

Как это выглядело у нас (кликайте на картинки, их можно увеличить):

ЭТАП 2.
Заверить экспертизу у сотрудников ГИБДД.

Инстанция: Территориальное подразделение ГИБДД, осуществляющее функции по техническому надзору.
Как обращаться: лично собственнику или через представителя по доверенности.

Необходимо предоставить:
- Паспорт.
- Заявление о выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию.
- Свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, а также доверенность, договор или иной документ, удостоверяющий полномочия заявителя.
- Регистрационные документы ТС (ПТС и СОР).
- Заключение предварительной технической экспертизы.
- Само транспортное средство на осмотр (до внесения в него изменений).

Итог: Резолюция ГИБДД на заявлении на внесение изменений в конструкцию ТС.

ЭТАП 3.
Работы по внесению изменений в конструкцию в соответствии с «Заключением» (см. этап 1).

В зависимости от того, что предусмотрено в «Заключении» работы можно выполнять:

Вариант 1 — в сертифицированной организации, которая должна предоставить вам «Заявление-декларацию об объеме и качестве выполненных работ» и заверенные сертификаты на оказанные услуги.
По документам — это наш вариант.

Вариант 2 — самостоятельно. Тогда «Заявление-декларацию» выполняет собственник. Также необходимо собрать заверенные копии сертификатов соответствия на используемые для переоборудования составные части и предметы оборудования, запасные части и принадлежности, подлежащие обязательной сертификации (в случае отсутствия маркировки знаком соответствия).

Итог: Заявление-декларация об объеме и качестве выполненных работ.

ЭТАП 4.
Проверка технического состояния и конструкции транспортного средства после внесённых изменений на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Инстанция: Аккредитованные СГТО или ПТО (пункт технического осмотра).
Итог: Диагностическая карта с фактом внесения изменений.

ЭТАП 5.
Проверка безопасности конструкции.

Инстанция: Аккредитованная испытательная лаборатория (см. этап 1)
Как обращаться: лично собственнику или через представителя по доверенности.

Необходимо предоставить:
- Заявление на проведение технической экспертизы после проведения изменений.
- Копия паспорта транспортного средства (ПТС) с двух сторон (не требуется, если предоставляли при получении предварительного заключения).
- Копии документов, удостоверяющих право собственности на запчасти, планировку салона (до/после переоборудования), и т.д. в зависимости от вида переоборудования.
- Копия диагностической карты.
- Копия заявления-декларации об объеме и качестве выполненных работ.
- Копия сертификата соответствия сервиса с расшифровкой кодов услуг.
- Заявление на внесение изменений в конструкцию транспортного средства с решением ГИБДД.
- Фотографии ТС после внесения изменений в конструкцию.

Итог: Протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесённых в него изменений. Требования к нему по ссылке.

Как это выглядело у нас (кликайте на картинки, их можно увеличить):

ЭТАП 6.
Подтвердить безопасность ТС.

Инстанция: Территориальное подразделение ГИБДД, осуществляющее функции по техническому надзору.

Необходимо предоставить:
- Паспорт.
- Заявление-декларация об объеме и качестве выполненных работ.
- Протокол проверки безопасности ТС.
- Диагностическая карта.
- Подтверждение оплаты государственной пошлины.
- Транспортное средство предоставляется на осмотр.

Итог: СКТС — свидетельство о соответствии ТС с внесенными изменениями в его конструкцию требованиям безопасности. В законе написано, что оно действительно 10 дней, но по факту на этап 7 мы смогли записаться только позже и нас приняли без проблем.

ЭТАП 7.
Государственная регистрация изменений.

Инстанция: Подразделение Госавтоинспекции, предоставляющее государственную услугу по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (МРЭО ГИБДД).
Как обращаться: мы записались через Госуслуги в МРЭО своего региона прописки.

Необходимо предоставить:
- Паспорт.
- Паспорт транспортного средства (ПТС).
- Свидетельство о регистрации транспортного средства.
- Свидетельство о безопасности конструкции ТС (СБКТС) после внесения изменений.
- Сведения об уплате государственной пошлины.
- Транспортное средство.

Итог: ПТС и СТС. В особые отметки внесены необходимые записи для возможности эксплуатации ТС с внесенными изменениями.
Как это выглядело у нас (кликайте на картинки, их можно увеличить):
WOOF TRAVEL
Когда мы задумались о регистрации, всю эту информацию собрать воедино не получилось, плюс есть нюанс, о котором вы можете догадаться, если давно смотрите наш Youtube-канал.

Поэтому мы обратились за помощью в фирму. Будем рады, если собранная в процесса информация окажется полезной, и вы сможете значительно сэкономить!
WOOF TRAVEL
Когда мы задумались о регистрации, всю эту информацию собрать воедино не получилось, плюс есть нюанс, о котором вы можете догадаться, если давно смотрите наш Youtube-канал.

Поэтому мы обратились за помощью в фирму. Будем рады, если собранная в процесса информация окажется полезной, и вы сможете значительно сэкономить!
IV. СКОЛЬКО СТОИТ и ЕСТЬ ЛИ ПОСРЕДНИКИ

Если вы всем занимаетесь сами, то точно придётся заплатить за (*цены очень примерные и зависят от региона, количества и сложности переделок):

- Предварительная тех. экспертиза (от 2 500 Р. до 10 000 Р.)
- Тех. осмотр для получения диагностической карты (ок. 1 000 Р.)
- Протокол тех. экспертизы (от 2 500 Р.)
- Госпошлина за СКТС (ок. 800 Р.)
- Госпошлина за изменение ПТС (ок. 350 Р.)

Также можно найти посредника:
Мы в городе Иваново заплатили 29 000 Р.
В Нижнем, например, это стоит ок. 50 000 Р.
В Москве 50-70 000 Р.

Рекламу какой-то одной фирме делать не хочется.
Не ищите в Google «регистрация автодома. Попробуйте запрос «регистрация изменений в конструкцию ТС» или поспрашивайте у знакомых, кто тюнил машину (например, ставил усиленный бампер). Тогда нужная компания в вашем городе находится довольно быстро. Даже если у нас в городе Иваново такая нашлась, то и в вас мы не сомневаемся :)

Про сроки намеренно ничего не пишем. В нормальные времена вся процедура занимает 1 месяц, мы первые документы подали в июле, а ПТС в изменениями получили в конце декабря 2020 года. То ли посредник такой, то ли корона :(

Если у вас остались вопросы, пишите в Direct instagram.com/yocubik/, постараемся ответить.


Надеемся, эта информация будет вам полезной! Удачи на дорогах!